Главная

Биография

Портреты

Поездки

Пейзажи

Педагог

Картина "Сон"

Осенью 1909 года Петров-Водкин погружается в работу над картиной "Сон" (1910, ГРМ), представляющей собой своеобразное переложение на язык живописи начала XX века прелестной юношеской картины Рафаэля "Сон рыцаря". Кстати, это далеко не единственное в ту пору прямое обращение Петрова-Водкина к искусству итальянского Возрождения. Как и в картине Рафаэля, в "Сне" пробуждения спящего ждут, словно две судьбы, две девы; как и там, действие происходит в пейзаже с горами на заднем плане; близки в общих чертах позы юноши и рыцаря. И все же несходство всего строя картин столь явно, что, если бы не очевидная сюжетная перекличка со "Сном рыцаря", трудно было бы даже заподозрить возможность связи "Сна" с ренессансным прототипом.
"Сон" заметно отличается от предшествующих картин Петрова-Водкина аллегорически-символического плана ("Элегия", "Берег") в живописном отношении. Если те работы были явственно связаны с мягкой и элегической стенописью Пювн де Шаванна, то здесь художник ближе к четкой и жесткой ритмизованной пластике Ходлера. Следует заметить, что произведения Ходлера приходят на память при встрече с целым рядом полотен Петрова-Водкина 1909-1913 годов. Искусство швейцарского монументалиста было столь популярно тогда в Европе и в России, что известному влиянию его при определенном сходстве задач обоих художников не стоит удивляться.

  

Сон. 1910

Сохраняя внешнюю форму традиционной аллегории, Петров-Водкин переводит ее содержание в иную плоскость. Странная неподвижность, точнее, оцепенелость фигур, неловкая поза юноши, брошенного художником нагим телом на камни, создают в картине ощущение сна не в его бытовом смысле, а сна мертвящего, летаргии, охватившей изображенную на первом плане группу. Сюрреалистическая пустынность голого пейзажа усиливает это ощущение. А курящийся вдали вулкан как бы предвещает надвигающуюся катастрофу.
Каков же сюжет картины, какое содержание вложил в нее художник? "На обновленной земле спит человеческий гений, поэтическое сознание. Пробуждение его стерегут две богини, вечно сопутствующие творчеству. Розовая, юная, робкая, болезненная Красота и крепкое, смуглое, здоровое уродство в их объятиях, в их общении гений найдет полноту понимания жизни, смысл вещей", - так изложил содержание "Сна" Александр Бенуа, один из самых тонких художественных критиков начала века, писавший, что картина ему чужда, но несомненно относится к наиболее значительным произведениям года. Можно с большой долей уверенности полагать, что Бенуа правильно передал содержание "Сна", так как в ту пору был уже в тесном творческом и дружеском контакте с Петровым-Водкиным и мог слышать его собственные объяснения по этому поводу. Однако, вспоминая "Сон" много лет спустя, Петров-Водкин сделал акцент на совсем ином: "Время его написания - это... типичнейшее состояние сна, паралич политический и моральный, который после 1905 года, в годы реакционных настроений, дошел до рубежа. Жизнь застряла, остановилась. В такую форму у меня вылилось это состояние тишины сна...". Таким образом, существуют два различных истолкования содержания "Сна": современное картине, раскрывающее его как очень характерное для эпохи философское осмысление живописцем проблемы места художника в мире добра и зла, красоты и безобразия, и более позднее, трактующее смысл картины в социальном плане, как некое предчувствие грядущих исторических событий, сбросивших с России гнет страшного сна безвременья. Трудно сделать окончательный выбор и непреложно ответить на вопрос - что же все-таки хотел сказать своей картиной художник. При всей заманчивости позднейшей интерпретации, думается, что она представляет собой, вольное или невольное, перетолкование Петровым-Водкиным своего давнего произведения, перетолкование, конечно, вполне искреннее, но все же едва ли отвечающее его истинному содержанию.
Во "Сне" Петрову-Водкину удалось создать весьма неожиданный, но цельный в стилевом отношении мир картины. Единство достигнуто полным подчинением пластических и колористических средств задаче выражения в картине сложной, трудно поддававшейся конкретной интерпретации идеи. Чтобы достичь искомого эффекта, Петров-Водкин избрал жесткую дисгармоничную цветовую гамму и так же жестко промоделировал тела, прорисовав их контуры (подготовительные рисунки отдельных фигур, не связанные стилевой доминантой картины, отмечены самыми высокими пластическими достоинствами, в известной мере утраченными в композиции). Эта нарочитость привела к тому, что многое в картине кажется художественно неоправданным. И все же, в конечном счете, именно цельность стилистического решения, вопреки многим слабостям "Сна", придает ему немалую впечатляющую силу.
Глубокое содержание, вложенное художником в "Сон", оставалось - из-за сложной его зашифрованности в изображенной сцене - недоступно большинству зрителей. Картина раздражала и вместе с тем манила к себе публику своей загадочностью. Вероятно, ни один из писавших о VII выставке Союза русских художников в Петербурге не прошел мимо "Сна": картину ругали или хвалили, чаще недоумевали по ее поводу. Всех хулителей превзошел И.Е.Репин, увидевший в "Сне" проявление ненавистного ему декадентства и обрушившийся с более чем резкой и несправедливой критикой на Петрова-Водкина в специальном письме в редакцию "Биржевых ведомостей". С энергичной защитой молодого художника выступили Александр Бенуа и Лев Бакст. Возникла долго не затихавшая полемика, утвердившая имя Петрова-Водкина в ряду имен наиболее оригинальных и смелых русских художников тех лет. И сам он отчетливо понимал значение всего произошедшего, когда писал матери: "Нынешний год с моей картиной "Сон", сделавшей меня известным и в большой публике, - этот год вздернул меня совсем на дыбы и теперь я чувствую себя за каждый будущий мазок ответственным больше, чем раньше".


Петров-Водкин - педагог
Натюрморт

Жанры

Купание
красного
коня


Писатель

Смерть
комиссара


Сон

(c) Козьма Сергеевич Петров-Водкин, 2008. E-mail администратора: sveta {а} kozma-petrov.ru