Главная

Биография

Портреты

Поездки

Пейзажи

Педагог

Петров-Водкин. Портреты

В зрелые годы Петров-Водкин часто переводил свои взоры с человечества на конкретных людей, мысли художника постоянно переключались от больших философских проблем, решавшихся им в композиционных картинах, на темы, связанные с частными живописными задачами и с естественным желанием просто написать приглянувшееся ему лицо. Особенно охотно портретировал он жену и близких. Галерея портретов Марии Федоровны Петровой-Водкиной могла бы стать темой специального исследования, так много и по-разному он писал и рисовал ее на протяжении всех тридцати лет их совместной жизни. На портретах Петрова-Водкина модели как бы приближены к зрителю и даны много больше натуральной величины, так что головы тесно вписываются в прямоугольник холста, лица моделированы очень четко, портретное сходство не вызывает сомнения.

Нажмите для увеличения
Автопортрет
Петрова-Водкина

Нажмите для увеличения
Девочка
в лесу

Нажмите для увеличения
Девушка в
красном платке

Нажмите для увеличения
Портрет
дочери

Нажмите для увеличения
Голова
девочки

Нажмите для увеличения
Портрет
матери

Примечателен портрет 1921 года, известный под названием "Желтое лицо" (собр. семьи Г.С.Блоха, Санкт-Петербург), действительно обладающий истинным монументализмом - цельностью цвета и формы, не измельченной ненужными нюансами и подробностями, спокойствием, опирающимся на композиционную устойчивость. Очень крупное (по крайней мере в два раза больше натуры) женское лицо с просто и выразительно моделированными чертами и пристально смотрящими на зрителя глазами, написанное в специфически водкинской гамме желтых тонов, кажется вырезанным с мудрой скупостью движений резца из единого куска крепкого дерева. Теми же качествами, в той или иной мере, обладают портреты М.Ф.Петровой-Водкиной (1921, Вильнюсский художественный музей; 1922, собр. А.Ф.Чудновского, Санкт-Петербург), портрет Н.Л (1922, Курская картинная галерея).

Нажмите для увеличения
Желтое лицо
(Женское лицо).
1921

Нажмите для увеличения
Девочка
на пляже. 1925

Нажмите для увеличения
Автопортрет.
1929

Нажмите для увеличения
Богоматерь
Умиление злых
сердец. 1914-1915

Нажмите для увеличения
Цыганки.
1926-1927

Нажмите для увеличения
Портрет
В.И.Ленина. 1934

Самый значительный из портретов Петрова-Водкина - "Портрет Анны Ахматовой" (1922, ГРМ). Портретируя известного человека, художник порой чувствует несвободу как результат двойной ответственности - и перед собой, и перед историей; к тому же он знает, что рискует Прийти в столкновение с общественным мнением, которое хочет, чтобы раскрытие в портрете внутренних черт изображенного полностью отвечало общепринятому представлению о данном лице. Здесь ситуация усложнялась еще и тем, что Анну Ахматову писали и рисовали многие, и Петров-Водкин невольно вступал в творческое соревнование, - например, с портретом работы Натана Альтмана. Петров-Водкин с честью вышел из этого испытания. Он увидел в Ахматовой не просто знаменитую поэтессу, но человека глубокого и многогранного дарования, личность, достойную самого пристального внимания, художника, для которого поэзия - не форма выражения эмоций, а смысл жизни. Портрет характерен для живописи Петрова-Водкина тех лет: крупно взятая голова на стройной шее, ясный цветовой контраст светлых розоватых тонов лица и ультрамарина фона. Пристальное, в упор вглядывание позволяет живописцу проникнуть в самую душу своей темы и создать в небольшом и внешне непритязательном портрете образ серьезный и убедительный, лишенный внешней аффектации. Проступающие из синевы фона черты юной девы, потупившей глаза и как бы прислушивающейся к голосу поэтессы, - очевидно, ее музы, - представляют некоторую дань Петрова-Водкина той традиции классического искусства прошлого, от связи с которой он никогда не отказывался. Если еще раз вспомнить о прекрасном альтмановском портрете Ахматовой, блистательной и светски экстравагантной, то работа Петрова-Водкина покажется, конечно, скромной и камерной, по раскрывающей иные, в конечном счете не менее существенные качества модели.

Нажмите для увеличения
Портрет
Анны Ахматовой

Нажмите для увеличения
Портрет Н.Л.. 1922


Нажмите для увеличения
Портрет
С.Д.Мстиславского.
1929

Нажмите для увеличения
Голова
мальчика-узбека.
1921

Нажмите для увеличения
Мать. 1915


Нажмите для увеличения
Таджик.
Иллюстрация к
книге Самаркандия

Превосходен "Портрет Рии" (1915, Кировский художественный музей), на котором изображена десятилетняя дочь близких друзей художника Ариадна Холопова. Розовое скуластое лицо девочки с ярким румянцем, пунцовыми губами и желтыми волосами выступает на синем фоне. Здесь все характерные признаки живописи Петрова-Водкина тех лет: наклон головы в сочетании с античной маской фона, типичный для "сферической перспективы"; холодная гамма красных, синих и желтых; тесное размещение в пределах холста укрупненной головы модели; подчеркнутая объемность формы.
Другой тип портрета, гораздо более мягкого и живописного, представляет "Фектя" (1916, Новгородский историко-архитектурный музей), где фигура мальчика нерасторжимо связана с ее пейзажным окружением.

Нажмите для увеличения
Портрет мальчика.
1913

Нажмите для увеличения
Автопортрет.
1921

Нажмите для увеличения
Портрет
Андрея Белого.
1932

Нажмите для увеличения
Натурщик. 1913

Нажмите для увеличения
Иван Карамазов.
1927

Нажмите для увеличения
Мальчик-всадник.
1912



Портреты, часть 2
Натюрморт

Жанры

Купание
красного
коня


Писатель

Смерть
комиссара


Сон

(c) Козьма Сергеевич Петров-Водкин, 2008. E-mail администратора: sveta {а} kozma-petrov.ru