Главная

Биография

Портреты

Поездки

Пейзажи

Педагог

Биография Петрова-Водкина

В середине десятилетия художник создает известную картину "Девушки на Волге" (1915, ГТГ), с которой самым тесным образом связан ряд его произведений 1915-1917 годов, среди них "Две девушки" (1915, Саратовский художественный музей), представляющие вариант центральной части композиции, возможно, послужившие этюдом для нее, и "Двое" (1917, Псковский историко-художественный музей).

  

Петров-Водкин

Вспоминая позднее "Девушек на Волге", Петров-Водкин говорил, что начиная с этой картины у него в живописи возникла "проблема обострения бытовой характеристики и типажа" и что для своего решения проблема эта "требовала не меньшей остроты цвета и формы". Иными словами, - что жанровость трактовки сюжета ничуть не должна ослаблять внимания художника к чисто пластическим вопросам.
В картине изображена бытовая сцена - группа девушек сбежала по тропинке к песчаному берегу и готовится к купанию. И вместе с тем именно бытовое сведено здесь к минимуму: жесты девушек, их позы прежде всего ритмичны, как движения в танце, и только потом житейски обыденны - одна из них сбрасывает кофту, вторая заплетает косу, третья спускает верхнюю юбку, четвертая подводит к воде уже совсем раздетую девочку. Первопланные фигуры занимают весь "фронт" картины. Простые и мягко сгармонированные цвета их одежд - целая гамма красных и розовых, лимонно-желтый, светло-синие - мастерски увязаны с синим цветом воды и бледно-синим - неба. Эта тонкая и чистая палитра в сочетании с удлиненными пропорциями фигур и легким графизмом четкого рисунка силуэтов, одежд, точеных черт лиц - все невольно заставляет вспомнить ранне ренессансные монументальные росписи, с которыми в свое время Петров-Водкин познакомился в Италии. Но более всего эти качества роднят "Девушек на Волге" с древнерусскими фресками, в особенности с росписями Дионисия в Ферапонтовой монастыре.
В композиции картины находят своеобразное преломление идеи "сферической перспективы". Первопланная группа расположена полукругом: фигуры по сторонам двух девушек в центре отодвинуты на шаг назад, слева движение развивается в глубину - к недалекому крутому берегу. И в то же время группа первого плана настолько приближена к зрителю, что отрывается от всего остального, превращающегося в своего рода плоский задник. Этот несколько театральный прием построения также лишает картину, написанную, несомненно, под прямым впечатлением от не раз виденных на Волге аналогичных сцен, какой-либо натуралистичности. В типажах, трактовке природы, освещенности, цвете явственно чувствуется живая связь с реальностью, и вместе с тем - это композиция, мастерски организованная художником начала нашего века, композиция, которая могла бы с небольшими коррективами стать великолепной монументальной росписью. Ритмическое начало, как никогда у Петрова-Водкина, властно выразившееся в "Девушках на Волге", еще раз напоминает об его огромных возможностях монументалиста, так и не получившего доступа к стенам общественных зданий.
Десятилетием раньше Петров-Водкин писал матери: "... у меня странная способность быстро и сильно привязываться к людям, но так же скоро и уходить от них". И далее, сообщив, что о герое одной его пьесы было сказано критиком, что "он любит человечество, но не любит людей", добавлял: "...может быть, и я есть таков".

Биография:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Живопись и рисунок - главная, но не единственная сфера занятий Петрова-Водкина. Немалый общественный резонанс имели публичные выступления Петрова-Водкина (в 1912 году и позднее) с изложением его взглядов на место и роль живописи в современной жизни, сопровождаемые экскурсами в историю и характеристикой русской художественной действительности. Выступления эти вызвали резкое недовольство многих, в том числе и большого поклонника искусства Петрова-Водкина Александра Бенуа, но содержали, несомненно, интересные и верные мысли. Характерно, что Петров-Водкин, сам так много и долго учившийся, на стаивал на том, что современным русским художникам нужна прежде всего школа.
В 1915-1916 годах Петров-Водкин пишет одно из самых спорных своих произведений этих лет - картину "На линии огня" (ГРМ). Затронутый, очевидно, патриотическими чувства ми в связи с продолжающейся войной, художник хотел в картине, изображающей штыковую атаку взвода русских солдат, решить сложную разноплановую психологическую задачу. Пейзаж огромной, уходящей за спинами атакующих к далекому горизонту зеленой холмистой равнины - это образ Родины страны, которую они защищают своими штыками. Остановившиеся "белые" глаза похожих друг на друга солдат говорят о сплоченности и единстве их воли, но и о бесчеловечной жестокости, на которую они способны в эту минуту. Тем разительнее выделяется на этом фоне фигура смертельно раненного юного прапорщика.


Биография - продолжение
Натюрморт

Жанры

Купание
красного
коня


Писатель

Смерть
комиссара


Сон

(c) Козьма Сергеевич Петров-Водкин, 2008. E-mail администратора: sveta {а} kozma-petrov.ru