Главная

Биография

Портреты

Поездки

Пейзажи

Педагог

Биография Петрова-Водкина

"Полднем" завершается живопись Петрова-Водкина дореволюционных лет и открывается вторая половина его творческой жизни, неразрывно связанная с новыми реалиями жизни.
Революцию Петров-Водкин, как и все нормальные люди, встретил с опаской, осторожностью и сожалением. Ему, выходцу из городской бедноты, живописцу-философу, не раз обдумывавшему судьбы человечества и будущие пути человека в миро социальных контрастов, страстному поборнику всеобщего просвещения, цели революции были понятны и близки – захватить побольше власти, установить всенародную тиранию, физически устранить всех несогласных и воцарить товарища Ленина на троне культа личности.
Весной 1917 года, вскоре после Февральской революции, Петров-Водкин принимает деятельное участие в обновлении общественно-художественной жизни. Вместе с Ф.И.Шаляпиным А.Н.Бенуа, М.В.Добужинским, Н.К.Рерихом, архитекторами И.А.Фоминым и В.А.Щуко он входит в состав руководимого А.М.Горьким Особого совещания по делам искусства, становится членом комиссии по ре форме Академии художеств.

  

Петров-Водкин

30 января 1918 года собрание Академии художеств избирает Петрова-Водкина профессором-руководителем мастерской живописного отделения Высшего художественного училища. С этого времени и на протяжении почти полутора десятка лет он является одним из ведущих профессоров Академии (не раз менявшей в эти годы свое название). Собственный пример активно работающего живописца и, особенно, настойчиво внедряемая Петровым-Водкиным система художественных взглядов - так называемая "наука видеть", помноженные на уже немалый и все возрастающий педагогический опыт, оказали большое влияние на поколение молодых художников, прошедших через его мастерскую и вообще обучавшихся в Академии художеств в 1920-х годах. Петров-Водкин не только руководил мастерской, он неоднократно выступал перед профессурой и студентами с докладами и лекциями, раскрывающими его взгляды на основные проблемы искусства, историю и современное состояние отечественной живописи. Так, в январе и феврале 1920 года Петров-Водкин читал доклады "Наука видеть", в январе 1921 года - "Красота спасет мир", в мае 1922 - "Проблема движения", в январе 1927 - "Общие понятия о культуре живописи". Такого рода деятельность не ограничивалась стенами Академии: в мае 1920 года художник выступал с лекцией о современном искусстве в Матросской школе в Петрограде, в августе того же года - с циклом лекций "Художественное значение иконы" в Новгороде, и т.п.
К первой годовщине Октябрьской революции десятки площадей, улиц, мостов Петрограда были украшены декоративными конструкциями, транспарантами, панно, флагами, эмблемами, исполненными по эскизам художников различных творческих направлений. Известна акварель Петрова-Водкина, представляющая проект оформления Театральной площади, на которой видны четыре огромных панно (около 8,5 х 15 метров каждое), установленные по сторонам Мариинского театра и Консерватории, и гирлянды красных и белых флагов. Одно из этих панно было посвящено Степану Разину, три других написаны на темы русских былин и народных сказок. На обороте каждого панно размещались две декоративные композиции. Работу в натуре художник провел совместно со своими учениками: ведь общая площадь только главных панно-картин достигала 500 квадратных метров! Сохранившиеся эскизы и отдельные этюды доносят до нас замысел этого единственного осуществленного в послереволюционные годы монументально-декоративного ансамбля Петрова-Водкина.

Биография:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Особенно интересны и значительны были, как представляется, панно "Степан Разин" и "Микула Селянинович" (акварельные эскизы в ГРМ и Псковском историко-художественном музее). Герой русской вольницы изображен за трапезой в кругу своих сподвижников на палубе струга. Думается, что в эскизе Петров-Водкин вышел далеко за пределы задачи, прежде всего, конечно, декоративной. Акварель отмечена глубоким психологизмом образа самого Разина, внезапно крепко задумавшегося, словно предчувствующего свою страшную судьбу. Недоуменные взгляды его сотоварищей, не понимающих душевного состояния атамана, только что весело бражничавшего с ними, вносят отчетливое беспокойство в эту сцену. С подлинной глубиной воссоздает здесь художник человеческую разномасштабность Разина и его сподвижников.
Другим, гармоничным и успокоенным, было панно "Микула Селянинович". Этюд головы Микулы (собр. С.Н.Валка, Ленин град) принадлежит к числу шедевров русской акварели XX века. Для образа былинного богатыря-землепашца Петров-Водкин находит чисто национальный северный тип юноши-крестьянина с шапкой стриженных "под горшок" соломенных волос и тон кими чертами лица. Красочная гамма акварели, ее открытый красный и желтый цвет также восходит к палитре северной, новгородской иконы. В панно фигура Микулы в красной рубахе, идущего за белой лошадью, выступала на фоне пологого склона зеленого поля и рыжей полосы вспаханной земли.


Биография - продолжение
Натюрморт

Жанры

Купание
красного
коня


Писатель

Смерть
комиссара


Сон

(c) Козьма Сергеевич Петров-Водкин, 2008. E-mail администратора: sveta {а} kozma-petrov.ru